Исторический очерк

На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век. Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII века храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села.
Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание.
Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди.
Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной — Воскресения Христова, а на обороте — свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
На колокольне установили шесть колоколов: самый большой весил 104 пуда (более 1600 кг.), второй – 24 пуда и еще четыре малых.
Чуть позже храм по проекту архитектора Литвинова был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта.
Во второй половине XIX века, годы служения отца Тимофея Розанова храм сильно преобразился. Стены расписала артель Сафонова, славившаяся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон были привезены иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Специально для Михайловской церкви сделали список Черниговской иконы Божией Матери, позолотили центральное паникадило; были изготовлены богослужебные сосуды, заново настелен пол из каменных плит.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и солдатам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти. Однако, Михаило – Архангельский храм не постигла судьба большинства церквей. В советские годы его не закрыли, не осквернили, в нем постоянно совершались богослужения. Лишь в первый период ВОВ были прерваны службы.
С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм был во многом восстановлен. В это время храм Архистратига Михаила был признан памятником архитектуры федерального значения.
Среди Святынь Храма Архистратига Михаила стоит обратить внимание на некоторые особо чтимые иконы, с которыми связаны чудесные события, неразрывно связанные с историей храма.
В 1950г. при настоятеле священнике Сергии Харламове при закрытии Христорождественского храма с.Щеглятьево сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — чтимый образ одноименного женского монастыря в с.Добрыниха попавшая в Щеглятьево после его упразднения. В Михайловском икона была встречена большим стечением народа, очевидцы же этого события рассказывают, что последние 2-3 километра эту большую и массивную икону Божией Матери доверили нести детям, так как она, явив несомненное чудо, стала совершенно невесома.
Об одном чудесном случае рассказала Татьяна Максимовна Манухина. В годы когда Татьяна Максимовна была старостой с ней случилась беда: пока она шла домой, потеряла ключи от храма. Она была в ужасе: от Михайловского до с.Мансурово, где она тогда жила – восемь километров, на дворе стоит дождливый октябрь, кругом грязь и лужи – где же их теперь найти! А утром – Литургия. И вот она стала молиться Божией Матери «Скоропослушница»: «Матерь Божия, помоги мне найти ключи, а я Тебе рушничок вышитый подарю!» Так она молилась и заснула, и вот увидела во сне следущее: около железнодорожного переезда, мимо которого ей приходится ходить, она видит куст, а под кустом в грязи маленькая лужица от коровьего копыта, и вот в этой лужице – ключи. Утром она побежала сразу к этому месту и действительно нашла ключи именно в этой лужице!
Наряду с этими иконами есть в храме ещё одна – великомученика и целителя Пантелеимона так же заказанная в конце XIX века искусным иконописцам со святой горы Афон. Надпись, помещённая на обороте этих трёх икон гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана…в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным Его образом. 1897 года.» На иконах Богородицы соответственно: «к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1896 года.»
Необыкновенный храм с необыкновенной историей, в которую вплетены имена людей, трудами и молитвами своими созидавшие и сохранившие Святыню. Особое место в Подмосковье, где происходит подлинное чудо — единение человека с Богом.